Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
СТАТИСТИКА САЙТА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
КАЛЕНДАРЬ
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
АРХИВ ЗАПИСЕЙ
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ИКОНА ДНЯ
ПОГОДА
ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
 Семиреченская казачья община Верное Казачество. Международная общественная организация orenburgkazak.ru Союз Казачьих Войск России и Зарубежья Балтийский отдельный казачий округ Кольцо Патриотических Ресурсов Русские в Казахстане Сайт российских соотвечествеников, проживающих в Казахстане wwjd.ru: Христианская поисковая система.
Статистика
Главная » 2010 » Август » 19 » Атаман Дутов - российский герой или тиран простого народа?
22:12
Атаман Дутов - российский герой или тиран простого народа?
В эти августовские дни проходит экспедиция, составленная из казахстанских и российских туристов, любителей истории и других граждан  по местам, где воевал атаман Дутов. Почему такое пристальное внимание уделено в последнее время этому казачьему атаману? Кто он Александр Ильич Дутов – герой России или тиран, уничтоживший массу невинных людей. Однозначного мнения сегодня на этот счет нет. Но я как историк постараюсь сам попробовать разобраться в этой, во многом противоречивой личности.
В советской литературе и это ни для кого не секрет атаманы Александр Дутов и Борис Анненков считаются самыми жестокими белогвардейцами. Притом если история России, изучаемая в школах сейчас старается возвратить Дутову и Анненкову добрые имена, мол оба сражались за могучую Российскую империю и против большевизма, то в истории Казахстана оценка этим двум личностям дается самая негативная. Эти оба представлены как личности жестокие, уничтожавшие своих оппонентов любыми методами. Однако, если вернуться к событиям гражданской войны, то можно смело сказать жестокость была присуща всем. Как большевикам и хоть поначалу Ленин пытался ввести военно-полевые суды, чтобы остановить беспредел в своей большевистской армии. Но ничего из этой затеи не вышло, безграмотные рабочие и матросы, составляющие большинство большевистской армии, естественно никаким законам не подчинялись. Зверствовали и махновцы, особенно как раз по отношению к белым офицерам. И что оставалось делать белым офицерам и казачьим атаманам, хоть и воспитанным и закалившимся в царской армии.  Напомню несведущим, что даже в первой мировой войне, война велась в большинстве своем по европейским правилам, которые были приняты на Гаагской конференции. К сожалению, гражданская война велась без всяких правил, красные жестоко расправлялись с белыми, белые с красными, махновцы уничтожали и тех и других.
То, что Александр Ильич Дутов был профессиональным военным и обладал боевым опытом, здесь ничего сказать нельзя, эти черты и сделали его заметной фигурой в белом движении. Притом основной постулат, который Дутов представил как свой политический взгляд звучал так – «Любовь к России – моя платформа». Поэтому за ним пошли многие истинные патриоты России, притом черта, которая была присуща Александру Ивановичу – это заботливое отношение к своим подчиненным
После падения монархии, 17 марта 1917 г., Дутов как делегат своего полка прибыл в столицу на Первый общеказачий съезд. Воодушевленный открывшимися, казалось, новыми возможностями, он в речи на съезде отстаивал самобытность казачества и предсказывал ему огромную роль в революции.
А.И.Дутов был избран заместителем председателя Временного совета Союза казачьих войск, агитировал фронтовые казачьи части за продолжение войны, устанавливал связи с правительством. Он добился, в частности, чтобы правительство приняло решение о выплате каждому казаку по 450 рублей за лошадь.
В июне 1917 г. на Втором общеказачьем съезде Дутов выступал уже как председатель собрания и был избран руководителем Совета Всероссийского союза казачьих войск, а затем принял участие в организации Оренбургского совета казачьих депутатов и в московском Государственном совещании — в качестве заместителя председателя казачьей фракции.
Организаторские и хозяйственные способности атамана ярко проявились на посту главы всероссийского казачества. Он быстро устроил штаты и канцелярию Совета Союза, наладил выпуск газеты («Вестник Союза казачьих войск», затем «Вольность»), создал при Совете столовую, общежитие, библиотеку, добился выделения автомобилей, складских и других помещений для нужд Союза. При этом, по свидетельству самого Дутова, Союз не получал от Временного правительства никакой поддержки в своем стремлении участвовать в государственной жизни.
В дни корниловского выступления в конце августа 1917 г. отношения Дутова с правительством обострились. Вызвавший атамана к себе А.Ф.Керенский потребовал подписать документ с обвинением генералов Л.Г.Корнилова и А.М.Каледина в измене, на что Дутов заявил: «Можете послать меня на виселицу, но такой бумаги не подпишу», — и подчеркнул, что, если нужно, готов умереть за Каледина. Полк Дутова защищал штаб генерала А.И.Деникина, «дрался с большевиками в Смоленске» и охранял ставку генерала Н.Н.Духонина3.
После подавления корниловского выступления полк ушел в Оренбургское войско, где 1 октября 1917 г. на Чрезвычайном войсковом круге А.И.Дутов был избран председателем войскового правительства и войсковым атаманом. «Клянусь честью, что положу всё, что есть: здоровье и силу, чтобы защищать нашу казачью волю-волюшку и не дать померкнуть нашей казачьей славе», — обещал он. Именно в казачьем движении, в организации самоуправления и в казачьих частях Дутов видел опору государственности и ее будущее. На обвинение в стремлении «оказачить» Россию он отвечал, что это был бы наилучший выход, и только твердая казачья власть может объединить «разноплеменное население» страны4.
Через неделю после избрания атаман выехал в Петроград, чтобы передать свои полномочия главы Всероссийского союза казачьих войск, и на специальном совещании был избран в комиссию Предпарламента по обороне республики, а также назначен представителем Союза казачьих войск на Парижское совещание глав правительств Антанты. Накануне Октябрьской революции Дутов был утвержден в звании полковника и назначен главноуполномоченным Временного правительства по продовольственному делу в Оренбургской губернии и Тургайской области с правами министра.
Об отношении А.И.Дутова к большевикам и Октябрьскому перевороту красноречиво свидетельствует изданный им 27 октября 1917 г., на следующий день после возвращения в Оренбург, приказ по войску: «В Петрограде выступили большевики и пытаются захватить власть, таковые же выступления имеют место и в других городах. Войсковое правительство впредь до восстановления власти Временного правительства и телеграфной связи с 20 часов 26-го сего октября приняло на себя всю полноту исполнительной государственной власти в войске»5.
Город и губерния были объявлены на военном положении. Созданный 8 ноября Комитет спасения Родины и революции, в который вошли представители всех партий за исключением большевиков и кадетов, назначил Дутова начальником вооруженных сил края. Исполняя свои полномочия, он стал инициатором ареста 15 ноября части членов Оренбургского совета рабочих депутатов, готовивших восстание. В ноябре атаман был избран членом Учредительного собрания от Оренбургского казачьего войска.
Независимость, прямота, трезвый образ жизни, постоянная забота о рядовых, пресечение грубого обращения с нижними чинами, последовательность («Своими взглядами и мнениями, как перчатками, я не играю», — заявил Дутов на войсковом круге 16 декабря 1917 г.) — всё это обеспечило прочный авторитет. В результате, несмотря на противодействие со стороны выведенных из войскового правительства большевиков, он был вновь утвержден войсковым атаманом.
На обвинения в стремлении узурпировать власть Дутов отвечал весной 1918 г.: «Что же это за власть, если всё время приходится быть под угрозой большевиков, получать от них смертельные приговоры, жить всё время в штабе, не видя неделями семьи? Хороша власть!»
«Мне жизнь не дорога, и ее не буду щадить, пока в России будут большевики», — говорил атаман, подчеркивая внепартийность своей позиции и нежелательность втягивания армии в политику.
«Я не знаю, кто мы: революционеры или контрреволюционеры, куда мы идем — влево или вправо. Одно знаю, что мы идем честным путем к спасению Родины. Всё зло заключалось в том, что у нас не было общегосударственной твердой власти, это и привело нас к разрухе»7.
Анализируя внутриполитическую обстановку, Дутов и позже не раз писал и говорил о необходимости твердой власти, которая выведет страну из кризиса. Он призывал сплотиться вокруг той партии, которая спасет Родину и за которой пойдут все другие партии.
Между тем положение советских сил в районе Оренбурга ухудшалось. 1 июля 1918 г. они начали отступление, и 3 июля Дутов занял город. «После беспощадного террора, господствовавшего в городах и селах Оренбургско-Тургайского края за время советской власти, казачьи части, вступившие в город Оренбург по изгнании большевиков, были встречены городским населением почти небывалым в жизни города восторгом и воодушевлением. День встречи частей был великим праздником населения — триумфом казачества», — писал военно-окружной контролер отдельной Оренбургской армии Жихарев. 12 июля особой декларацией Дутов объявил территорию Оренбургского войска «Особой областью государства Российского», т.е. казачьей автономией8.
Вскоре он направился в Самару — столицу Комитета членов Учредительного собрания (Комуч), где вошел в его состав и был назначен главноуполномоченным на территории Оренбургского казачьего войска, Оренбургской губернии и Тургайской области. дисциплине и твердой власти, но и поддерживал областничество, отмечая нецелесообразность военной диктатуры.
Отсюда и объяснима жестокость атамана Дутова по отношению к большевикам, если простое население оренбургско-тургайского края поведало ему, казачему атаману о зверствах, которые проделала на этой территории представители советской власти, когда вешались и расстреливались, практически ни в чем неповинные казаки, мирно обрабатывающие землю. Конечно, жестокостью не стоило отвечать на жестокость, тем более русскому офицеру, казачьему атаману. Однако, может в то время это было единственно правильным методом.
 
А вот как разные люди дают свою оценку атаману Дутову, так кто он Александр Ильич Дутов, российский герой или тиран, уничтоживший массу мирного невинного населения?
Павел 45 лет, преподаватель истории
Победоносная Октябрьская революция проявила слишком много великодушия к своим врагам. Она амнистировала и Краснова под Гатчиной, и Руднева в Москве, и Авксентьева и Гоца в Петрограде, она простила тем самым людям, которые впоследствии поднимали мятежи против неё, организовывали «белый» террор не только против неё, её представителей, но и против рабочих и крестьян Советской России.
Атаман Дутов: «...Война без раненых и пленных». Атаман Войска Донского генерал Каледин: «...Не нужно считаться с человеческой жизнью, вешать противников направо и налево» (противники, разумеется, красные).

Андрей Марков, 40 лет экономист
Патриот он истинный России, как и все Белые Воины!!!
Анатолий Александрович 70 лет, доктор исторических наук
А сколько убил человек с отрядом в 8 человек юный еврей Гайдар в Хакасии?

 
АрВеди.KZ /Александр БЕЛЫЙ/
Просмотров: 5970 | Добавил: семирек | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 Polkovnik  
0
Дутов был политикан. Слишком абициоен, при этом особенными военными талантами не обладал. Был отстранен в свое время Колчаком от командования Оренбургской ормией. В Семиречье вообще его деятельность была вредительской, по отношению к Анненкову. В эмиграции плел интриги против других атаманов и командиров. В Китае если кто не помнит был даже инцендент, когда атаман Щербаков был взят под арест китайцами, выйдя из под ареста Щербаков даже вызвал Дутова (замешанного в этом) на дуэль.

2 Азиат  
0
Дутов положил много простого народу которым было похрену кто меньшевеки а кто большевики.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Союз казаков Семиречья
© 2024

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна