Наверное
это мечта детства многих мальчишек и девчонок, совершить прыжок с
парашютом и с высоты птичьего полёта посмотреть на Землю. Так
уж сложилось, что в нашем детстве в родном городе не было возможности
совершить такой прыжок.
Хотя ошибаюсь, была. В Костанае работал филиал ВПО «Океан». Он назывался
«Океан-2». В силу того, что в то время было зазорно не заниматься
каким-либо видом спорта, конкурс на место курсанта «Океан-2» был не
меньше чем в элитарное Рязанское командное воздушно-десантное училище,
даже возможно ещё больше. В «Океан» было попросту - не пробиться. По
этим причинам мечта до настоящего времени оставалась не более чем
мечтой. В общем детская мечта осталась бы мечтой, если бы судьба не
свела нас в зрелом возрасте с «Океаном» и его основателями и бессменными
руководителями Владимиром Андреевичем и Татьяной Яковлевной Исаевыми.
Благодаря им и старшему инструктору по парашютной подготовке Данилу
Исаеву на базе Военно-патриотического объединения «Океан» с 14 по 20
августа 2010 года семь оренбуржских казаков, в числе которых один кадет и
одна казачка, Костанайского филиала РОО «СКСК» прошли и освоили полный
курс наземной парашютной подготовки, а шестеро успешно сдали зачёт и в
настоящее время готовы к прыжкам, которые, если не подведёт погода,
состоятся 28-29 августа 2010 года. Наш кадет Егор Таранец успешно сдал
всю теоретическую и практическую часть и получил зачёт, а вот
практические действия при приземлении, ему пока не поддаются. Я уверен,
что он будет упорно тренироваться, ведь впереди будут ещё прыжки. Курс наземной парашютной подготовки включает в себя следующий теоретический и практичесий курс: 1. Правила и действия при отделении от летательного аппарата (ЛА). 2. Правила и действия при парашютировании. 3. Правила и действие при приземлении. 4. Действия парашютиста в особых случаях: - призем ление парашютиста на взлётно-посадочную полосу (ВПП); - приземление парашютиста на лес; - приземление парашютиста на воздушную линию электропередачи или связи (вл ИЛИ ВЛС соответственно); - приземление парашютиста на центр крыши здания; - приземление парашютиста на край крыши здания; - приземление парашютиста на стену здания; - приземление парашютиста на окно здания; - приземление парашютиста на склон; - приземление парашютиста на контр склон; - приземление парашютиста на воду; - частичный отказ основоного парашюта; - полный отказ основного парашюта. 5. Правила раскрытия запасного парашюта. 6. Правила и действия при сборке и укладке парашюта в переносную сумку после совершения прыжка. В следующей статье напишу как прошли прыжки. Пользуясь
предоставившимся случаем приглашаю Братов Казаков проити наземную
парашютную подготовку, которая проходит ежедневно по 27 августа 2010
года включительно, и совершить прыжок с парашютом 28-29 августа 2010
года. Для заинтересовавшихся сообщаю контактные телефоны: 8 (71431) 28-6-28, + 7 (777) 361-17-71. Парашютизм
(скайдайвинг) - один из видов авиационного спорта, связанный с
применением парашютов. Цели и задачи парашютизма постоянно менялись.
Если первоначально парашют предназначался для спасения жизни, позже он
стал важным элементом подготовки десанта. Современный парашютный спорт
включает в себя как действия связанные с точным пилотированием купола,
как точность приземления и свуп, так и различные артистические виды
спорта, вроде фристайла, перестроения в свободном падении, как групповая
акробатика и фрифлай.
Считается,
что впервые идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи. В его
рукописи, 1495 года упоминается о безопасном спуске с высоты с помощью
«палатки» из накрахмаленного полотна размером 12 х 12 локтей. Если
учесть, что средневековая мера длины - локоть - равнялась в различных
странах от 50 до 60 сантиметрам, то действительно, такое приспособление
обеспечивало безопасный спуск человека с любой высоты, ибо диаметр
современных парашютов тоже не превышает 6-7 метров. Но, как оказалось
позже, Леонардо да Винчи не первый додумался до идеи парашюта. Древние
записи свидетельствуют, что во многих странах люди пытались спускаться с
башен, деревьев, скал с помощью различных приспособлений, похожих на
зонтики. Часто такие прыжки кончались увечьем или даже смертью, потому
что никто не знал законов сопротивления воздуха, а чутье часто
подводило. Леонардо да Винчи первый указал на самые выгодные размеры
парашюта, и об этом вспомнили воздухоплаватели. В начале семнадцатого
века другой итальянский ученый, Фауст Веранчино, описал аналогичный
аппарат, величина паруса которого зависела от тяжести человека. Впервые
воспользовался подобной конструкцией француз Лавен. Это было в 20-х гг.
XVII века. Французский заключенный бежал из тюрьмы с помощью
предварительно сшитого из простынь шатра, к низу которого прикрепил
веревки и пластины из китового уса. Выпрыгнув из тюремного окна, беглец
успешно приводнился. В 1777 году другой француз, Жан Думье,
приговоренный к смертной казни, опробовал «летающий плащ профессора
Фонтажа». Узнику было предложено выполнить прыжок с крыши с «плащом». В
случае удачного приземления ему даровалась жизнь. Эксперимент, как и в
предыдущем случае, удался. Так появился первый аналог парашюта.
Практическое же применение парашютов началось в XVIII веке, при освоении
полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года Ленорман выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. Бланшар,
огорченный трагической гибелью Пилатра де Розье, начал проводить
эксперименты с парашютом. Вначале он подвешивал небольшие парашюты внизу
под корзиной и спускал с высоты на потеху публике различных животных -
собак, котов. Они в полном здравии и целости снижались на землю. Значит,
если сделать парашют подходящих размеров, то и человек сможет
благополучно спуститься с высоты в случае аварии воздушного шара. Но
куда девать огромный парашют - купол, стропы, пояса, или, как говорят
теперь, подвесную систему, если кабина аэростата маленькая, тесная и в
ней зачастую негде повернуться? (парашют не укладывался в ранец, как это
делается сегодня) 22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже был
совершен первый настоящий прыжок с парашютом. Француз Андре-Жак Гарнерен
прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте 2230 футов. Прыжки с
парашютом и сейчас производят на зрителей неотразимое впечатление. А в
те времена и подавно. Появилось много бродячих парашютистов-аэронавтов,
которые в поисках заработка показывали прыжки с парашютом в разных
странах. Между прочим, Андре-Жак Гарнерен был одним из первых
воздухоплавателей, демонстрировавших полеты на воздушном шаре в 1803
году в России. Нашлось немало энтузиастов-парашютистов и в самой России.
Газета «Московские ведомости» за 1806 год сообщает, что русский
воздухоплаватель Александровский поднялся в воздух на большом шаре и
совершил прыжок с парашютом. Смельчак благополучно спустился на землю и
был восторженно встречен зрителями. У парашютов того времени существовал
главный недостаток - постоянное раскачивание купола при снижении.
Проблему, наконец, удалось разрешить англичанам. В 1834 году Коккинг
создал парашют в виде опрокинутого конуса. К несчастью, в том же году
при испытаниях этой системы, каркас купола не выдержал нагрузки и
сложился, и Коккинг погиб. Другой ученый, Лаланд, предложил делать в
традиционных системах парашютов отверстие для выхода воздуха из-под
купола. Этот принцип оказался эффективным и применяется во многих
системах парашютов до сих пор. К концу века наибольшей популярностью в
России пользовалось целое семейство спортсменов-парашютистов - Юзеф и
Станислав Древницкие и их сестра Ольга. Уроженцы Варшавы, братья стали
увлекаться прыжками с парашютом не случайно. В 1891 году они начали с
полетов на монгольфьерах, но скоро убедились, что полеты на воздушных
шарах — дело рискованное. Так что у воздухоплавателей, имеющих на борту
парашют, больше шансов на спасение, чем у тех, кто относится к парашюту
пренебрежительно. Юзеф и Станислав сконструировали подвесной парашют,
наподобие тех, которыми пользовался еще Гарнерен, и начали его
испытывать. Они поднялись на километровую высоту, и Юзеф Древницкий
выпрыгнул из корзины. Подвешенный к корзине парашют удерживался на
тонкой веревке, которая от рывка разорвалась. Под тяжестью парашютиста
купол ринулся вниз, но тут же наполнился воздухом, и Юзеф Древницкий
плавно спустился на землю. Неподалеку спустился на шаре и брат
Станислав. Первый прыжок произвел на Юзефа Древницкого такое огромное
впечатление, что он решил повторить его. Вслед за братом увлекся
прыжками и Станислав. Древницкие за три года сделали несколько десятков
прыжков и настолько отработали их технику и усовершенствовали сам
парашют, что с ними не было никаких серьезных происшествий. Глядя на
полеты и смелые прыжки братьев, их младшая сестра Ольга тоже решила
заняться столь необычным для девушек того времени делом. В 1896 году она
совершила свой первый прыжок с парашютом и сразу стала горячей
поклонницей этого спорта отважных. Но все-таки больше всех для
популярности парашютного спорта в России сделал старший брат, Юзеф
Древницкий. 23 июля 1910 года он совершил показательный прыжок в
Петербурге. Посмотреть на прославленного «прыгуна» пришли тысячи людей.
На площадке в Крестовском саду разложили оболочку большого монгольфьера.
Когда шар надули горячим воздухом, его едва удерживали тридцать
рабочих. Внизу, под корзиной, подвесили в полураскрытом виде парашют. По
команде Юзефа Древницкого рабочие отпустили шар, и он быстро взмыл на
высоту 200 метров. Тут Древницкий спокойно отделился от корзины, и не
успела толпа ахнуть, как парашют раскрылся и, наподобие огромного
зонтика, бережно спустил на землю храбреца, которому публика устроила
овацию. Интерес к парашюту был так велик, что Древницкому пришлось в
Петербурге сделать больше десятка прыжков, а всего он их совершил более
четырехсот, оставаясь цел и невредим. Это лучше всего убеждало, что идея
парашюта верна и что она требует просто отработки. Громоздкость и
неудобство парашютов в использовании были настолько очевидны, что многие
воздухоплаватели предпочитали летать без них. Г.Е. Котельников под
впечатлением от гибели лётчика Мациевича в 1910 создал первый в мире
авиационный ранцевый парашют, успешно применённый в годы 1-й мировой
войны. В 1911 году он зарегистрировал свое изобретение - ранцевый
парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму и укладывался в
металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной
системы. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые
выбрасывали купол в поток после того, как парашютист выдергивал вытяжное
кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне
появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного
парашюта применяется до сих пор. 1 марта 1912 года был совершен первый
прыжок с парашютом из самолета. Его совершил американский капитан
Альберт Берри в штате Монтанна. Выпрыгнув с высоты 1500 футов и пролетев
400 футов в свободном падении, Берри раскрыл парашют и удачно
приземлился на плацу своей части. 21 июня 1913 года прыжок с
парашютом впервые совершила женщина. Двадцатилетняя отважная Джорджия
Томпсон совершила свой дебютный прыжок над Лос-Анджелесом. В
послереволюционные годы, Котельников продолжил работу над парашютами -
уже для советской авиации. Первый в СССР спасательный парашют применил
летчик-испытатель М.М. Громов 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме.
Он преднамеренно ввел машину в штопор, из которого выйти не мог, и на
высоте 600 м покинул самолет со спасательным парашютом. В дальнейшем
Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создал
новые модели (в том числе ряд грузовых парашютов), которые были приняты
на вооружение Советскими ВВС. В декабре 1941 года Котельников
эвакуирован в Москву. Именем Котельникова в 1973 названа аллея на
территории бывшего Комендантского аэродрома. С 1949 года деревня Салузи
близ Гатчины, где в лагере Офицерской воздухоплавательной школы в 1912
году изобретатель испытал созданный им парашют, названо Котельниково (в
1972 году при въезде в неё открыт памятный знак). Использовался парашют
американской фирмы, изготовленный из чистого шелка (кстати, всем
летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручался
отличительный знак - маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда). В
том же году эти парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям:
В.Писаренко и Б.Бухгольцу. Чуть позже в советской авиации появилась
специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете,
организатором которой стал Л.Г. Минов. 26 июля 1930 года группа военных
летчиков под руководством Минова впервые выполнила прыжки с
многоместного самолета. С тех пор этот день считается началом массового
развития парашютизма в СССР. В 1951 году был проведен первый
Чемпионат мира по парашютному спорту. В 1982 году в международной
парашютной комиссии было уже около 60 стран. Сегодня соревнования по
парашютному спорту проводятся в категориях: точность приземления;
индивидуальная акробатика (с выполнением комплекса акробатических
фигур); групповая акробатика; купольная акробатика. АрВеди.KZ /Товарищ Атамана КФ РОО «СКСК» сотник С.В. Таранец/
|