Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
СТАТИСТИКА САЙТА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
КАЛЕНДАРЬ
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
АРХИВ ЗАПИСЕЙ
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ИКОНА ДНЯ
ПОГОДА
ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
 Семиреченская казачья община Верное Казачество. Международная общественная организация orenburgkazak.ru Союз Казачьих Войск России и Зарубежья Балтийский отдельный казачий округ Кольцо Патриотических Ресурсов Русские в Казахстане Сайт российских соотвечествеников, проживающих в Казахстане wwjd.ru: Христианская поисковая система.
Статистика
Главная » 2010 » Ноябрь » 5 » День Казанской иконы Божьей Матери и 150-ти летия Узун-Агачской битвы
00:49
День Казанской иконы Божьей Матери и 150-ти летия Узун-Агачской битвы
4 ноября (22 октября по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает День Казанской иконы Божьей Матери. Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, ставшими великими и глубоко почитаемыми народом.
Чудесное обретение образа Божьей матери связано с пожаром в Казане уничтожившем в 1579 году часть города. После пожара, девятилетней Матроне Онучиной дочери стрельца Даниила Онучина явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. Будущий патриарх Ермоген (в миру донской казак Ермолай) отнёс икону в церковь святителя Николая Чудотворца. Этот день, 8 июля, с 1579 года стал ежегодно праздноваться в Казани, а потом и по всей Руси. День явления Иконы Казанской Божьей матери — 8 июля по юлианскому календарю является ныне одним из общецерковных праздников Русской Православной Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа).
Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. Так в год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича, увенчавшийся присоединением Сибири.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери до 1612 года была местночтимой. 22 октября 1612 года, во время сражения русского народного ополчения с польскими захватчиками, список Казанской иконы находился в войсках князя Димитрия Пожарского. Икона, сопутствовавшая русским в течение всего похода, была поставлена в Москве на Красной площади, против Никольских ворот Кремля. В память об освобождении Москвы от польских интервентов царь Михаил Феодорович установил в Москве второе празднество в честь Казанской иконы Божией Матери — 22 октября. После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону в своем приходском храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Через несколько лет на средства князя на Красной площади был сооружен Казанский собор. Сюда в 1636 году и была перенесена Казанская икона. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. Список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери был также помещен в часовне над гробницей инициатора ополчения Козьмы Минина, расположенной в нижегородском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. В честь Казанской иконы Божией Матери был освящен один из приделов этого собора. Во время Отечественной войны 1812 года Казанская икона Божией Матери, ставшая всенародной святыней, также указывала путь к победе русскому воинству, осеняя его в ратном подвиге освобождения Матери-Родины. Так же в день празднования Казанской иконы — 22 октября 1812 года русские войска под предводительством генерала от инфантерии Милорадовича и атамана Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии. Перед Казанской иконой Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (1943—1944) совершал молитвы во время Великой Отечественной войны, произносил проповеди, утверждавшие веру в победу над германским фашизмом.
В истории Семиречья с днем Празднования Казанской Иконы Божьей Матери связа и другая знаменательная дата. Эта дата связана с героической победой семиреченских казаков на кокандскими полчищами при Узун-Агаче, которой в этом году исполняется 150 лет!
 В октябре 1860 года 20-тысячное кокандское войско вторглось в Заилийский край. Двумя отрядами кокандская армия двинулась на укрепление Верное. Родам Старшего жуза и киргизам дали знать, что с кокандцами идет сын мятежного султана Кенесары Садык. Однако на подходе к Верному к неприятелю присоединились лишь несколько султанов и киргизских манапов. Быстро собрав отряд, начальник Алатавского округа вышел навстречу противнику. Колпаковский раcполагал небольшими силами. У него были четыре сотни казаков, три роты пехоты и 4 конных орудия. Но у артиллеристов кроме шести орудий были еще и два ракетных станка. К отряду Колпаковского присоединилось и казахское ополчение.
Утром 19 октября защитники Верного увидели, что все возвышенности к югу и западу местечка Узун-Агач покрыты вражеской конницей. При кокандцах была артиллерия, состоявшая из шести медных пятифунтовых пушек, под командой русского беглого каторжника Евграфа. Среди перебежчиков находим и вчерашних друзей Колпаковского — прапорщика Суранши, которому было предписано вести разведку. За ним покинули поле боя подпоручик Джанкозы Сюков и капитан Тезек Аблайханов со своими дружинниками. Кокандцы предполагали обрушиться с главными силами на укрепление Верное и его станицы, где находились склады, магазины и всякого рода запасы. Не могло быть и речи о том, чтобы уступить эти объекты захватчикам.
Точные удары, наносимые начальником русской артиллерии Василием Обухом, обрушили град картечи и ядер на неприятеля. Неприятель оказал весьма упорное сопротивление. Его атаки были весьма продуктивными. Неоднократно завязывались рукопашные схватки.
К утру 22 октября (4 ноября по новому стилю), в день Казанской Божьей матери, неожиданно для всех выпал снег в пол-аршина толщиной. Кокандцы начали отступление. Масса раненых сильно задерживала движение, в особенности при переходе через Курдайские высоты. Поднявшийся буран с пронзительным холодным ветром многим из раненых сократил страдания. За рекой Чу войско неприятеля разошлось по домам. В числе трофеев на поле брани остались знаки власти — секира, знамена с бунчуком, красные и белые; военный оркестр — барабаны, литавры, трубы; доспехи — кольчуги, шлемы и щиты, пики, сабли и шашки. Кокандцы и дулатовцы потеряли ранеными и убитыми до 1500 сарбазов. Потери русского отряда были скромнее и состояли из двух убитых казаков, 26 раненых и 6 контуженых солдат и офицеров. В геройском списке, среди контуженых был Герасим Колпаковский. Герои сечи были отмечены орденами, чинами, именным оружием и высочайшим благоволением. Особо были отмечены подвиги командира узун-агачского отряда поручика Соболева, кастекского военачальника Экеблада, сотника Обуха и его конного артдивизиона, и есаула Бутакова. Последний первым принес весть, что неприятель очистил кара-кастекское поле битвы. По его докладу на рассвете 22 октября командующий Канаат-Ша, опечаленный гибелью любимого бачи, поспешно ушел с остаткими войска за Кастекский перевал. Cам есаул Бутаков погиб уже после окончания трехдневной семиреченской войны
    Весть о победе под Узун-Агачем прогремела не только по всей Степи, но и вызвала восхищение в Петербурге. За столь блестящую победу над кокандцами подполковник Герасим Колпаковский указом императора Александра II был удостоен своего первого Георгиевского креста. Правда была у этой награды и «обратная сторона», вот как пишет об этом семиреченский Геродот – есаул Н. В. Леденев: «В память такого подвига, за оказанное при совершении его мужество и геройскую доблесть, все пехотные и артиллерийские части, бывшие в бою, были представлены Колпаковским к наградам и получили на свои головные уборы знаки с надпись : -  «За отличие в 1860 г.». Одни лишь сибирские казачьи сотни, составлявшие половину отряда, бившиеся не только на коне, но и в пешем строю наравне с пехотою, без стойкости и мужества которых в критические моменты боя, когда противник бил отовсюду, победа была бы сомнительной, Колпаковским однако не были однако удостоены представлением к награде, хотя их начальник, подполковник Шайтанов, и представлен за этот бой к назначению полковым командиром – высшей тогда награде для Сибирского казачьего офицера войскового сословия».
Особенно стоит отметить отличившихся в битве: это казаки Больше-Алматинской станицы Павел Набоков, Иван Седельников, Алексей Чеусов, Гарифулла Зелимханов, Федор Ульяшев, Семен Крюков, братья Иван и Андрей Лебединский, казаки Каскеленской станицы Николай Угрюмов и Иван Шаповалов, казаки Софийской станицы Захар Бедарев и Андрей Монастырев.
В память о знаменитом сражении в городе Верном появился Узун-Агачский бульвар (ныне улица Пушкина). В Пушкинском сквере (сейчас парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев) были установлены те самые пушки, которыми разгромили кокандцев. По примеру Петербурга одна пушка ежедневно стреляла в полдень, оповещая горожан о точном времени.
В честь иконы Казанской Божией Матери, под покровом которой была выиграна битва, был построен храм в станице Мало-Алматинской. Старожильческое русское село Узун-Агач было переименовано в Казанско-Богородское.
На узун-агачской сопке, свидетельнице знаменитого боя, в 1885 году был установлен мемориал в честь победителей. На открытие деревянного памятника прибыли участники битвы во главе со степным губернатором Герасимом Алексеевичем Колпаковским. В 1905 году на месте деревянного памятника встали крепкие гранитные блоки. Несмотря на попытки Советской власти уничтожить свидетельства "проклятого прошлого" в 1921 году, он устоял под натиском вандалов.
Просмотров: 4681 | Добавил: семирек | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 1
1 Татьяна Геннадьевна  
0
Да. Среди героев мой предок Уляшев Федор. А памятник снова надо реставрировать, только по архивным документам.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Союз казаков Семиречья
© 2024

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна