Cуществует множество теорий возникновения казачества на Северном
Кавказе. Восточная гипотеза историков утверждает, что казачество
возникло путём слияния касогов (древний черкесский народ, заселявший
территорию нижней Кубани в X-XIV веках) и бродников (народ
тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в
XII веке). После покорения монголами, касоги бежали на север и смешались
с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя 'казак'. Многие
старинные казачьи сказания начинаются со слов: "От крови сарматской,
рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить". Поэтому
не случайно, для казаков, с давних пор поселившихся на Тереке и Кубани,
законодателями кавказской "моды" были кабардинцы, черкесы и другие
адыгские народы. Кабардинской породы конь, их манера скакать на лошади,
джигитовка, великолепная черкеска, бурка и владение оружием долгое время
служили образцом для казаков. Переняли казаки у черкесов не только
атрибутику в одежде, но и некоторые горские обычаи, которые вошли в
традиции и культуру казачества. К началу XIX века казаки
сформировались в отдельное сословие, сторожили государственные и
внутренние этнические границы, формировали отряды и посылали людей на
множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели
значительную социальную автономию, широкие плодородные земли,
освобождались от налогов и т. д. В ходе Гражданской войны казачьи
области стали главной опорой белого движения, а впоследствии - крупной
частью белой эмиграции. Несмотря на то, что многие казаки примкнули к
большевикам, во время и после войны казачьи области и население
подверглось массовым репрессиям. Лишь в недавнее время Указом Президента
РФ от 15 июня 1992 г 632 'О мерах по реализации Закона Российской
Федерации 'О реабилитации репрессированных народов' в отношении
казачества жертвы массового террора были реабилитированы вместе с
другими северокавказскими народами, наряду с чеченцами, ингушами,
балкарцами и карачаевцами. Началось возрождение казачества. И надо
отдать должное тем, кто стоял у истоков этого возрождения. Сильное
лобби смогло на самом высоком уровне добиться Постановления
Правительства РФ 355 'О концепции государственной политики по отношению к
казачеству' и созданию Управления Президента Российской Федерации по
вопросам казачества. Уже к концу 90-х годов в государственный реестр
были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельных казачьих общества, в
том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское,
Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи
общества, а также казачье общество "Всевеликое войско Донское". На
начало 2010 года согласно оценкам экспертов, в России около 7 миллионов
человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих
обществ более 700 тысяч человек, так называемых "нереестровых"
общественных казачьих организаций более 600, в России действуют 24
казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в
общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч
воспитанников. Казачьи организации возникают не только в местах
традиционного их проживания. И принимают туда не только родовых казаков.
Но и всех тех, кто готов отстаивать интересы Отечества. "Казаки -
рыцари земли русской, матушки России" - так называл их генерал Корнилов.
Это любил цитировать Советник Президента РФ по делам казачества
генерал-полковник Трошев Геннадий Николаевич. На что мой отец,
кабардинец, которого приняли в Великое братство казачьих войск и избрали
атаманом, сразу же ему отвечал: "Ну, если бы не мы черкесы, у которых
вы многому научились, еще неизвестно, были бы вы рыцарями России?...".
Тут же шли тосты: за черкесов, за казаков, за дружбу между всеми
народами, за мир на Северном Кавказе, за матушку Россию и, конечно, за
военное братство. Я думаю, что если бы они оба были сейчас живы, то
порадовались бы проведению Большого круга Терского казачьего войска,
который прошел в Пятигорске в конце октября и был посвящен 20-летию
возрождения терского казачества. Проведение Большого круга приветствовал
заместитель председателя Правительства РФ, полномочный представитель
Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин. Он высказал мнение о
необходимости создания единой базы кадрового резерва Терского войска, из
которого казаки могли бы выдвигаться на должности государственной
службы на муниципальном и федеральном уровнях. Более того, казаки не
должны ходить с протянутой рукой, потому в бюджеты нужно заложить
средства на дальнейшее развитие движения и создание культурных центров
казачества. Такие культурные центры необходимы не только
казачеству. Было бы замечательно так же открыть черкесский, аланский,
вайнахский, тюркский и народов Дагестана культурные центры. Поддержать
северокавказские народы и опереться на них для решения тех огромных
задач, которые имеются на Северном Кавказе. Политические события
последних десятилетий показали, что в мире есть силы, которые стараются
разорвать многолетние крепкие связи казаков с горцами. Тем более важно,
несмотря на действия, вбивающие клин в многовековую нашу дружбу, чтобы
жители Северного Кавказа помнили, что прочный мир можно построить только
во взаимодействии этнокультур. Хорошим примером этого может служить
история казаков на Северном Кавказе.
Людмила Кешева
ИСТОЧНИК: http://www.kreml.org/opinions/261011503
|